Вопросы и ответы для населения и медработников
Вопросы от работодателей, ИП, ДГПХ
Страховая медицина даст возможность вашим работникам вне зависимости от их доходов получать весь объем медицинской помощи, включая как плановую стационарную помощь и лекарственное обеспечение, так и высокоспециализированные медицинские услуги, реабилитационную поддержку, консультационно-диагностическую помощь, сестринский уход и паллиативную помощь.
К примеру, если сегодня ваш работник тяжело заболел, он нуждается в дорогостоящем лечении и вынужден брать длительный больничный отпуск. Не имея достаточных личных средств для оплаты медицинских услуг, он обращается за материальной помощью к своему работодателю и коллективу предприятия, что несет за собой значительные материальные затраты всех сторон. В условиях социального медстрахования все расходы по лечению, уходу и реабилитации за больным работником берет на себя Фонд медстрахования.
Кроме того, стоит отметить, что взносы работодателей и работников будут направлены, в первую очередь, на расширение первичного звена системы здравоохранения, предупреждение заболеваний с целью снижения случаев госпитализации, соответственно уменьшения потерь рабочего времени за счет эффективной амбулаторно-поликлинической помощи.
Наряду с тем, сегодня на рынке труда только часть работодателей может предложить своим работникам полный соцпакет, включая медстрахование, используя это как преимущество в привлечении высококвалифицированных кадров. С внедрением ОСМС, данный соцпакет станет доступным и универсальным преимуществом для всех участников рынка труда, что упростит решение кадровых проблем.
К примеру, в странах с развитой экономикой, высоким уровнем производительности труда, отдали предпочтение модели обязательного медстрахования. Поскольку данная модель обеспечивает неоспоримые экономические выгоды для бизнеса через снижение затрат, рост производства и увеличение прибыли предприятия.
Основная выгода от внедрения медстрахования состоит в снижении потерь на производстве, связанных с временной нетрудоспособностью работников.
Так, по статистическим данным, в Казахстане ежегодно более 2,6 млн. работников оформляют больничные листы в связи с временной нетрудоспособностью. Если исходить из того, что ежедневно в среднем каждый работник выпускает продукцию (или оказывает услуги) на 12,6 тыс. тенге, то ежегодные потери работодателей составляют порядка 370 млрд. тенге.
Возможность получения в рамках ОСМС качественной первичной помощи, необходимого лекарственного обеспечения, эффективного лечения и дорогостоящей специализированной помощи в лучших клиниках страны позволит в совокупности сохранить здоровье занятых граждан, уменьшить длительность больничных отпусков и в результате сократить потери работодателей.
Если Вы работодатель, то согласно предлагаемым правкам в закон об обязательном медицинском страховании Вы будете ежемесячно осуществлять страховые отчисления в Фонд, начиная
с 1 июля 2017 года – 1 % от дохода каждого работника;
с 1 января 2018 года – 1,5 % от дохода каждого работника;
с 1 января 2020 года – 2% от дохода каждого работника;
с 1 января 2022 года – 3 % от дохода каждого работника.
Исходя из прогнозов, среднемесячная заработная плата в 2018 году составит 152 106 тенге, следовательно, с 1 января 2018 года работодатель будет перечислять в Фонд соцмедстрахования 2 281,6 тенге в месяц или 1,5% от этой суммы за счет собственных средств.
Порядок оплаты работодателям уже знаком, по такой же схеме они платят отчисления в Пенсионный фонд. До 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, работодатель должен предоставить информацию о произведенных отчислениях своим работникам.
Оплату можно внести через любое отделение БВУ или «Казпочту» на счет госкорпорации «Правительство для граждан» (наряду с другим соцотчислениями) с указанием кода назначения платежа (КНП) для работодателей - 121.
Далее госкорпорация сама распределяет платежи в Фонд медстрахования. Необходимо также проверить возврат средств в течение 2-3 рабочих дней. Наиболее вероятные ошибки при отправке отчислений: ошибочное указание ИИН или ФИО, некорректно высчитанные ставки и превышение базы отчисления сверх 15 МЗП.
Также необходимо отчислять от заработной платы работника в Фонд ежемесячно в 2019г. 1%, а с 2020 г. – 2%. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений/взносов, не должен превышать 15-кратный размер минимальной заработной платы (в 2016 г. – 342 885 тенге).
Страховые отчисления и взносы не уплачиваются в Фонд со следующих видов дохода:
Работодатель освобождается от выплат за работников, относящихся к социально уязвимым категориям граждан, а также за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и сотрудников правоохранительных органов.
Исчисление и перечисление отчислений и/или взносов работников осуществляются работодателем ежемесячно.
Начисленные отчисления и/или взносы перечисляются через Госкорпорацию на счет Фонда юридическими лицами не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.
Согласно Налоговому кодексу РК, ст. 100, п.14-2 затраты работодателя на отчисления в ФСМС компенсируются при вычете КПН
В соответствие с пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года №405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) плательщиком отчислений на обязательное социальное медицинское страхование (далее - ОСМС) является работодатель. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи плательщиками взносов являются наемный работник, индивидуальные предприниматели, физические лица получающие доходы по договорам гражданско-правового характера.
Если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем, то в соответствии с законодательством, он обязан был уплатить взносы за себя в размере 5% от 2-кратного размера минимальной заработной платы, утвержденного законом о республиканском бюджете, в период с 1 июля 2017 года. Пример, в 2017 году ежемесячный размер его взноса составляет 2446 тенге (формула - 24 459 тенге (минимальный размер заработной платы) х 2 х 5% с округлением суммы).
В 2018 и 2019 годах ИП освобождены от уплаты взносов. С 2020 года - 5% от 1,4 МЗП ежемесячно.
Оплату можно внести через любое отделение БВУ или «Казпочту» на счет госкорпорации «Правительство для граждан» (наряду с другим соцотчислениями) с указанием кода назначения платежа (КНП) для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера - 122.
Далее госкорпорация сама распределяет платежи в Фонд медстрахования. Необходимо также проверить возврат средств в течение 2-3 рабочих дней. Наиболее вероятные ошибки при отправке отчислений: ошибочное указание ИИН или ФИО, некорректно высчитанные ставки и превышение базы отчисления сверх 15 МЗП.
Для работодателей размеры отчислений предусмотрены с 1 июля 2017 года – 1% от начисленного дохода работника, с 1 января 2018 года – 1,5%, с 1 января 2020 года – 2%, с 1 января 2022 года – 3%.
Для наемного работника размеры взносов предусмотрены с 1 января 2019 года – 1%, с 1 января 2020 года – 2%.
За каждого наемного работника по трудовому договору работодатель в соответствии с законопроектом обязан ежемесячно исчислить и перечислить:
- отчисления на ОСМС в размере 1% от начисленного дохода начиная с 1 июля 2017 года за счет доходов индивидуального предпринимателя. Пример: начислена за июль 2017 года заработная плата работнику N в сумме 60 000 тенге, сумма отчислений на ОСМС за июль составит 600 тенге (формула: 60 000 тенге х 1%).
- взносы работника на ОСМС с 1 января 2019 года в размере 1% от начисленного дохода за счет удержания этой суммы из заработной платы наемного работника. Пример: начислена за июль 2017 года заработная плата работнику N в сумме 60 000 тенге, сумма его взноса на ОСМС за июль составит 600 тенге (формула: 60 000 тенге х 1%).
И так за каждого работника.
Если Вы будете это делать сейчас, то закон действует в старой редакции и необходимо оплатить за июль 2% от дохода. А для ИП, работающих по патенту, пока еще действует ставка 5% от МЗП. Но когда вы будете оплачивать взносы за август, у вас уже будет сумма в 5% от 2МЗП в связи с вступлением в силу закона в новой редакции.
Если же ИП приостановило свою деятельность, и у предпринимателя него нет иного заработка, то тогда гражданин будет оплачивать 5% от МЗП как иное лицо (неактивное население), начиная с 1 января 2018 года.
Если бывший иди действующий предприниматель относится к списку льготных категорий населения, то первая очередь идет за государством, т.е. за человека, относящегося к 14 льготным категориям, взносы платит государство с 1 января 2018 года. В таком случае сам индивидуальный предприниматель платить не обязан.
Как правило, глава хозяйства – ИП. Это означает, что сам за себя он выплачивает 5% от 2 МЗП с 1 июля 2017 года.
Если есть члены крестьянского хозяйства, и они не являются ИП, то они должны будут оплачивать взносы самостоятельно с 1 января 2018 года в размере 5% от МЗП.
Если КХ имеет наемных работников, то по отношению к ним хозяйство выступает как работодатель, и соответственно с 1 июля 2017 года будет производить отчисления за своих работников от объекта исчислений – дохода работника, но, не превышая отметку в 15 кратном размере МЗП в ежемесячном исчислении.
У сезонных работников зарплата будет выплачиваться за конкретный месяц, за который и необходимо будет произвести отчисления.
Если в дальнейшем данная категория граждан не будет иметь постоянной работы, они попадут под категорию иных лиц и будут обязаны оплачивать себе страховку самостоятельно: с 1 января 2018 года в размере 5% от МЗП. Напоминаю, за ними сохранится возможность получения медпомощи в течение 3 месяцев со дня последней уплаты взносов.
Торговцы на рынках, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают взносы как неактивное население в размере 5% от минимальной заработной платы (МЗП).
В случае если торговец является наемным работником (продавцы рынков), то отчисления и взносы исчисляются и уплачиваются от начисленного работодателем дохода.
Как правило, глава хозяйства – ИП. Это означает, что сам за себя он выплачивает 5% от 2 МЗП с 1 июля 2017 года.
Если есть члены крестьянского хозяйства, и они не являются ИП, то они должны будут оплачивать взносы самостоятельно с 1 января 2018 года в размере 5% от МЗП.
Если КХ имеет наемных работников, то по отношению к ним хозяйство выступает как работодатель, и соответственно с 1 июля 2017 года будет производить отчисления за своих работников от объекта исчислений – дохода работника, но, не превышая отметку в 15 кратном размере МЗП в ежемесячном исчислении.
У сезонных работников зарплата будет выплачиваться за конкретный месяц, за который и необходимо будет произвести отчисления.
Если в дальнейшем данная категория граждан не будет иметь постоянной работы, они попадут под категорию иных лиц и будут обязаны оплачивать себе страховку самостоятельно: с 1 января 2018 года в размере 5% от МЗП. Напоминаю, за ними сохранится возможность получения медпомощи в течение 3 месяцев со дня последней уплаты взносов.
Торговцы на рынках, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают взносы как неактивное население в размере 5% от минимальной заработной платы (МЗП).
В случае если торговец является наемным работником (продавцы рынков), то отчисления и взносы исчисляются и уплачиваются от начисленного работодателем дохода.
Индивидуальный предприниматель не уплачивает взносы и отчисления в случае, если он сам или его наемные работники, или бухгалтер являются лицами из следующих категорий:
1) дети (в возрасте до 18 лет);
2) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
3) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
4) инвалиды;
5) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования.
Индивидуальный предприниматель обязан исчислить и перечислить взнос за физическое лицо, с которым заключил договор гражданско- правового характера на оказание бухгалтерских услуг (либо других услуг) в размере 5% от суммы договора с физическим лицом начиная с 1 июля 2017 года. Пример: договор с бухгалтером заключен на сумму 20 000 тенге на июль месяц, сумма взноса для уплаты за бухгалтера составит 1000 тенге (формула: 20 000 тенге х 5%).
Ежемесячные взносы физлиц, работающих по договорам ГПХ, согласно проекта закона составляют 5% от дохода (суммы договора).
Для данной категории плательщиков действует тот же механизм уплаты взносов, как и для индивидуальных предпринимателей, в размере 5% от 2 МЗП или 2446 тенге составит ежемесячный платеж с 1 июля 2017 года.
Да, конечно смогут. Социальное медстрахование даст возможность Вашим работникам получать высокоспециализированную медицинскую помощь, стоимость которой может значительно превысить объем отчислений, произведенных как работодателем, так и самими работниками в совокупности.
Принципы солидарности и справедливости системы ОСМС предусматривают уплату взносов в систему от имеющегося дохода и получать медицинскую помощь в необходимом объеме независимо от размера взносов.
Согласно Закону, плательщики взносов и отчислений имеют право запрашивать и получать бесплатно у Фонда необходимую информацию о перечисленных суммах отчислений или взносов.
За сезонных работников при наличии дохода уплачивает взносы его работодатель, в тот период, когда доходы отсутствуют, он может самостоятельно вносить отчисления в ФСМС через банк второго уровня или отделения Казпочты в размере 5% от МЗП.
Могу я как работодатель выбрать медицинскую организацию для своих сотрудников?
Нет, не можете. При ОСМС сам работник выбирает медицинскую организацию для получения медуслуг.
Выбор работодателем медорганизации осуществляется только при добровольном медстраховании.
Работодатель заключает договор на добровольное медицинское страхование (ДМС) своих работников, который предполагает получение определенного объема медицинской помощи, ограниченного суммой отчислений работодателя. Сверх этого лимита медицинская помощь в рамках ДМС оказываться не будет. Обязательное медицинское страхование не ограничивает объемы и суммы оказываемой медицинской помощи.
Вместе с тем, в договоре ДМС по выбору работодателя и согласия работника может быть оговорен тот перечень медицинских услуг, который не входит в пакет ОСМС. Отдельные виды медицинских услуг, не входящие в пакет ОСМС могут быть оплачены через ДМС,например: стоматология для взрослых, обязательные периодические медосмотры для работников, работающих на вредных производствах, санаторно-курортное лечение, косметология и др.
Кроме того, в ДМС существуют риски завышенных счетов за оказанные услуги со стороны частных клиник, что влечет неоправданные расходы для работодателей. Также в добровольном медстраховании у заказчика (в данном случае – работодателя) практически отсутствуют рычаги контроля за качеством оказываемых поставщиком медуслуг. В системе ОМС Фонд обеспечивает контроль качества медицинской помощи, защищает права и интересы застрахованных граждан.
ОСМС основывается на принципах обязательности уплаты отчислений или взносов и солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.
К сожалению, риск сокрытия доходов и «теневых» зарплат существует в любой экономике, как способ ухода от налогов. Для решения данной проблемы существуют различные методы борьбы со стороны фискальных органов.
Органами налоговой службы будут приниматься декларации о перечислениях в Фонд, на основе которых будет осуществляться контроль и взыскание задолженности.
Кроме того, контролировать отчисления в Фонд могут сами работники, так как по закону работодатель должен ежемесячно предоставлять им информацию о перечисленных за них средствах.
Стоит отметить, что сегодня мы констатируем значительный рост занятости в экономике. На отечественных предприятиях трудятся более 6,5 млн наемных работников, ежемесячно работодатели отчисляют 53 млрд тенге в Единый накопительный пенсионный фонд и 23 млрд тенге в Фонд социального страхования в пользу своих работников. При этом львиную долю обязательств по выплате взносов в ФСМС за экономически неактивное население государство берет на себя. Все это в целом создает предпосылки стабильного функционирования внедряемой системы медстрахования.
Система налогов и сборов в экономике – это инструмент государства справедливо распределять доходы от богатых к менее богатым. Одновременно, применяются механизмы сдерживания стремления к сокращению официальных доходов и перетеканию их в теневой сектор, обычно это установление верхнего предела сборов от доходов равный примерно 2-3-х кратному размеру доходов. В системе ОСМС также применен указанный механизм в виде установления верхнего предела отчислений и взносов и он примерно равен 2,5 кратному размеру средней заработной платы в экономике страны.
Органы государственных доходов (налоговый комитет) ведет контроль за своевременным и полным исчислением и перечислением отчислений и взносов.
Если индивидуальный предприниматель уклоняется от уплаты взносов и (или) отчислений, то в соответствии со статьей 92-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в следующем порядке:
1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение плательщиком отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании, совершенное в виде:
1) непредставления в органы государственных доходов списков плательщиков отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование;
2) неуплаты (неперечисления), несвоевременной и (или) неполной уплаты (несвоевременного и (или) неполного перечисления) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование работодателями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами - влечет предупреждение.
2. Деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
В таких случаях доходом считается начисляемое социальное пособие по временной нетрудоспособности
Нет, не будет. Выплаченные отчисления работодателями, чьи работники не обращаются в медицинские организации в течение года, не возвращаются. Это противоречит основным принципам системы социального страхования – солидарности и равенства всех участников системы. Уплаченные средства пойдут на оплату медпомощи тем застрахованным гражданам, кто заболел и обратился в этот период за медицинской помощью.
ОСМС основывается на принципах солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.
Согласно проекта обсуждаемого закона для получения статуса застрахованного необходимо погасить задолженность за предшествующие 12 месяцев. В течение 3 месяцев задолженности у гражданина сохраняется право получать медицинскую помощь в рамках пакета ОСМС.
В действующем законодательстве не предусмотрены такие нормы по выплате стимулирующих выплат или предоставлений мер стимулирования.
В международной практике в системе социального медицинского страхования также отсутствуют такие примеры.
Отчисления и взносы в ФСМС являются для всех обязательными согласно действующему закону «Об ОСМС» и вы должны их своевременно уплачивать в Фонд медстрахования. Что касается вашей медсанчасти, то она, так же, как и другие медорганизации, имеет право участвовать в конкурсе, проводимом Фондом на оказание как амбулаторно-поликлинической помощи, так и стационарной помощи, зарабатывая на этом дополнительные деньги.
Работники неправительственных организаций (НПО), относятся к наемным работникам, уплату отчислений и взносов за которых осуществляет администрация НПО. Если же, работник НПО, относится к категориям лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство, то НПО освобождается от уплаты отчислений и взносов за этих работников
Согласно пунктам 4 и 5 Протокола об оказании медицинской помощи
трудящимся государств-членов и членам семей (приложения № 30 к Договору о ЕАЭС), государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной в экстренной и неотложной формах в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Экстренная и неотложная помощь оказывается этим лицам бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса. В случае продолжения лечения после устранения непосредственной угрозы жизни пациента или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам.
В соответствии с пунктом 10 Правилами оказания иммигрантам медицинской помощи, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 сентября 2011 года № 665, в рамках ГОБМП иммигрантам оказывается бесплатная медицинская помощь при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем заболеваний. В остальных случаях медицинская помощь оказывается на платной основе.
Объем медицинской помощи в рамках ГОБМП для иностранцев - трудовых мигрантов из ЕАЭС, определен Договором о ЕАЭС, т.е. им предоставляется экстренная и неотложная медицинская помощь.
Кроме этого, иностранцы могут получить медицинскую помощь при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 194 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 июня 2015 года № 11317) «Об утверждении перечня острых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при которых иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» (19 инфекционных заболеваний).
Согласно пунктам 2 и 3 Закона «Об ОСМС», иностранцы постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Членами семьи иностранцев являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети.
Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства.
В соответствии с абзацем девятым пункта 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение - это обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
За иностранцев-граждан государства Договора ЕАЭС, постоянно и временно проживающих на территории Республики Казахстан и оралманов их работодатели обязаны уплачивать отчисления на ОСМС для получения указанными иностранцами медицинской помощи в системе ОСМС.
Отчисления работодателей, подлежащие уплате в Фонд, устанавливаются в размере:
с 1 июля 2017 года - 1 процента от доходов, начисленных работнику;
с 1 января 2018 года - 1,5 процентов от доходов, начисленных работнику;
с 1 января 2020 года - 2 процентов от доходов, начисленных работнику;
с 1 января 2022 года - 3 процентов от доходов, начисленных работнику.
Согласно пунктам 2 и 3 Закона «Об ОСМС», иностранцы постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Членами семьи иностранцев являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети.
Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
В соответствии с абзацем девятым пункта 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение - это обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с абзацем девятым пункта 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС, трудовая деятельность - это деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.
В случае, если иностранец-гражданин государства участника Договора ЕАЭС, является постоянно проживающим на территории Республики Казахстан или оралманом, то он несет те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан, в том числе по уплате вносов на ОСМС.
Учитывая, что система ОСМС основывается на принципе солидарной ответственности государства, работодателей и граждан, другие трудящиеся иностранцы-граждане государств участников Договора ЕАЭС, в том числе осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора и члены их семей, обязаны также уплачивать взносы на ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан.
Взносы работников, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:
Взносы физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, с 1 июля 2017 года устанавливаются в размере 5 процентов от получаемых доходов по такому договору.
Взносы иностранцев-членов семей трудящихся иностранцев – граждан государств участников Договора о ЕАЭС устанавливаются с 1 января 2018 года в размере 5 процентов от минимального размере заработной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона «Об ОСМС» право на медицинскую помощь в системе ОСМС имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в Фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в Фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Закона.
Согласно пунктам 2 и 3 Закона «Об ОСМС» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан. Членами семьи иностранцев являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети.
Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
В соответствии с абзацем девятым пункта 5 статьи 96 Договора ЕАЭС социальное обеспечение - это обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Иностранцы-граждане государств участников Договора о ЕАЭС, постоянно и временно проживающие на территории Республики Казахстан и оралманы, будут иметь право на получение медицинской помощи в системе ОСМС, на тех же условиях что и граждане Республики Казахстан.